1. Присоединяйся! Электронный журнал "BMW Club Magazine" в Telegram
    Скрыть объявление
  2. BMWClub Страхование
    Лучшие условия при покупке полиса для участников клуба!
    Скрыть объявление

Вопросы/Ответы - управляемость, пилотаж, шасси, подвеска, настройка и т.д.

Тема в разделе "Форсаж", создана пользователем Федор_М, 11 янв 2010.

  1. ATG_

    ATG_ Завсегдатай

    В клубе с:
    12 мар 2009
    Сообщения:
    663
    Пол:
    Мужской
    Регион:
    Беларусь
    Спасибо за ответ, мне кажется немного подозрительным по двум причинам:
    1) Кроме этих дешевых сайлентблоков остальная подвеска в идеале, вообще ничего не делал...
    2) Именно этот сайлентблок (по номеру) ставится во все модели e90, включая m3. Неужели и на m3 не рассчитывают на хорошую боковую нагрузку и т.д.? Хотя думаю в m3 подвеска работает в других режимах и диапазонах, а производитель скорее всего сделал одну деталь "универсальную" на весь модельный ряд...
     
  2. Федор_М

    Федор_М Завсегдатай

    В клубе с:
    5 янв 2010
    Сообщения:
    1,871
    Пол:
    Мужской
    Регион:
    Москва
    Не хочу разочаровывать, но мне кажется, что вы слегка идеализируете М3...Да получше, но и она НЕ задумана (хотя и позиционируется) для серьезных нагрузок. Чуть пожестче, но не более того.

    Удачи
    Федор
     
  3. Bob_tm

    Bob_tm Завсегдатай

    В клубе с:
    26 янв 2007
    Сообщения:
    480
    Пол:
    Мужской
    Регион:
    Украина
    Водит:
    Вот две траектории. Судя по телеметрии классическая даёт выигрышь на прямой 0.15 сек, но проигрышь в повороте 0.45 сек.

    Когда какую выбрать? Как зависит от машины, привода, резины, покрытия, скорости поворота, банкинга, наличия длинных\коротких прямиков до\после поворота?

    [​IMG]

    Если фотка не видна, то вся статя тут
    http://www.videovbox.co.uk/index.php/driver-training-articles/slow-corners-and-hairpins
     
    Stop hovering to collapse... Click to collapse... Hover to expand... Нажмите, чтобы раскрыть...
  4. krisa9977

    krisa9977 Старожил

    В клубе с:
    20 апр 2009
    Сообщения:
    5,444
    Пол:
    Мужской
    Регион:
    Москва
    Водит:
    Все должно быть в точности до наоборот, нежели чем в той статье. Синяя должна давать преимущество в скорости прохождения поворота, а красная преимущество в скорости на выходе. Красная позволяет раньше открываться на выходе и подходит для более мощных машин, а синяя позволяет пройти поворот с большей скоростью, так как минимальный радиус в повороте будет больше. Вообще ни та ни другая не являются классическими траекториями. Классическая это "Slow in Fast out" означающая более широкий вход и поздний апекс
     
  5. Федор_М

    Федор_М Завсегдатай

    В клубе с:
    5 янв 2010
    Сообщения:
    1,871
    Пол:
    Мужской
    Регион:
    Москва
    Вопрос не очень простой. Дело в том, что очень мало данных - чтобы более адекватно оценивать нужны: график скорости, графики ускорений, % открытия дросселя, давление в тормозном контуре, угол поворота руля.
    Без этих данных нет смысла оценивать траектории и время на секторе разных пилотов - один из них может просто меньше чем другой использовать имеющийся запас "держака" (avaiable grip). При наличии достаточных данных это можно было бы увидеть, а в данном усеченном примере мы вынуждены судить "со слов". Было бы более корректно сравнивать разные траектории пройденные на пределе одним пилотом, на той же машине.
    Мне не очень нравится его утверждение (в статье), что надо сосредотачиваться на медленных поворотах... Большинство признанных специалистов сходятся на том, что наибольший выигрыш во времени обычно в быстрых поворотах, по нескольким причинам - расстояние в км. в быстрых поворотах больше (на то они и быстрые) и места для ошибки (точнее времени на её исправление) гораздо меньше. Мой собственный опыт анализа данных в проф. командах тоже подсказывает, что как правило наибольшие вариации по времени на секторе (анализ данных разных пилотов), как правило в быстрых поворотах. В медленных поворотах разница во времени на секторе как правило была значительно меньше. Да и утверждение, что машина проводит больше времени в быстрых поворотах как минимум спорное - надо смотреть запись данных на конкретной трассе/машине.
    Теперь о траектории и трассе. Хотя я и не во всем согласен с теоретическим обоснованием г-на Nigel Greensall, его траектория мне нравится больше. Классический пример двойного апекса (Double apex). Всегда стоит рассматривать поворот, в контексте того, что идет перед ним и после него. В данном случае перед этим медленным поворотом прямая, следующая за очень быстрым поворотом который почти наверняка проходится со 100% открытия дросселя (т.е. скорость машины в нем ограничена не сцеплением с дорогой, а её способностью разгоняться, т.е это в каком то смысле фактически прямая). После рассматриваемого в статье поворота - короткая прямая, а за ней 90 градусный правый поворот, который потребует торможения, т.е. разгон на этой прямой будет недолгим.
    Вывод - выход из рассматриваемого поворота не даст ощутимого преимущества, т.к. разгон на ней будет коротким и если вы "вывезете" из поворота например на 3км/ч больше, то пользоваться этим преимуществом вы будете очень недолго. Более перспективным представляется как можно дольше продолжать разгон на предшествующей повороту прямой т.е. как можно позже тормозить - double apex траектория с её ранним входом и пологой кривой на входе позволяет это делать. На скриншоте мы видим подтверждение - пилот с красной траекторией все еще активно тормозит (это говорит о том, что он позже начал тормозить) - он генерирует 1.15g продольно 0.47 поперечно. Пилот с синей траекторией генерирует лишь 0.56g торможения и 0.87g поперечно. Что показательно combined G (суммарное ускорение) у Nigel 1.62g, против 1.43g у другого пилота, что подтверждает предположение том что "красный" пилот более полно использует available grip.
    Если обобщить - в данном случае поздний вход ради более прямого/мощного выхода не очень оправдан. Для более мощных машин чем radical тот же double apex выполнялся бы несколько иначе - траектория в середине поворота (между апексами) была бы ближе к внешке, там был бы больший излом, чтобы обеспечить более прямой выход (чем мощнее машина и/или меньше уровень доступного держака тем более прямой выход нужен, чтобы избежать пробуксовки на выходе)
    Но по большому счету, всё мной написанное это спекуляция/best guess, т.к. как я уже написал в начале, для обоснованного анализа данных недостаточно - мы не видим скорости на всем участке, не видим ускорений на всем участке, не видим времени на секторе и самого сектора трассы на котором они меряют время и не видим графика time difference.
    И последнее. На мой взгляд железо и софт race logic не особо приспособлены для профессионального сбора и анализа данных действий пилота, а теми более поведения машины. Для этих целей лучше подойдут Pi, Motec, CDS, Aim. По большому счету видео нужно, чтобы посмотреть что происходило вокруг машины - обстоятелства круга типа трафик, обгон и т.п. Подробная картина того что делал пилот и машина рассматривается при анализе данных на графиках, плюс наложение кругов друг на друга позволяет быстро получать ответы.

    Всё вышеизложенное имхо и не более того.

    Удачи
    Федор
     
  6. Федор_М

    Федор_М Завсегдатай

    В клубе с:
    5 янв 2010
    Сообщения:
    1,871
    Пол:
    Мужской
    Регион:
    Москва
    Должен поправится по поводу софта race logic - все не так плохо как было раньше. track tools довольно сносная программа для интерпретации данных.

    Удачи
    Федор
     
  7. krisa9977

    krisa9977 Старожил

    В клубе с:
    20 апр 2009
    Сообщения:
    5,444
    Пол:
    Мужской
    Регион:
    Москва
    Водит:
    Меня тоже поразило заявление мистера Нигеля по поводу медленных поворотов. Очень странная и противоречивая статья.

    Согласен с Федором, что Рэйс Лоджик не приспособлены для профессионального сбора и анализа данных. Для начинающих пилотов там много всего с чем разобраться может только профессионал, а для профессионала нет ничего с чем стоит разбираться. Может как прибор его и можно использовать, но софта от которого можно получить какую либо дельную информацию я так и не нашел. Про Race Tools никогда не слышал, а Circuit Tools, что идет с Рэйс Лоджиком, вещь довольно бесполезная
     
  8. skyseer

    skyseer Завсегдатай

    В клубе с:
    10 май 2009
    Сообщения:
    332
    Пол:
    Мужской
    Регион:
    Удмуртия респ.
    Т.е. преимуществ в перфомансе у раздельного расположения пружины и аморта нет ?
     
  9. TTR

    TTR Banned

    В клубе с:
    26 июн 2010
    Сообщения:
    3,042
    Пол:
    Мужской
    Регион:
    Португалия
    а есть пилоты, которые едут на "чуйке" идеальную траекторию проезжая первый раз по трассе ?
     
  10. Федор_М

    Федор_М Завсегдатай

    В клубе с:
    5 янв 2010
    Сообщения:
    1,871
    Пол:
    Мужской
    Регион:
    Москва
    Ага :) у них GPS в голову вживлена. Она им говорит где налево, где направо.

    Удачи
    Федор
     
  11. danil_d

    danil_d Завсегдатай

    В клубе с:
    5 ноя 2008
    Сообщения:
    1,309
    Пол:
    Мужской
    Регион:
    Москва
    Водит:
    ,
    и траекторию рисует на асфальте:)
     
  12. krisa9977

    krisa9977 Старожил

    В клубе с:
    20 апр 2009
    Сообщения:
    5,444
    Пол:
    Мужской
    Регион:
    Москва
    Водит:
    Тут надо отделять мух от котлет. Одно дело проехать по идеальной траектории, другое показать результат.
    Вообще понятие "идеальная траектория" довольно условное. По ней гонщик не проезжает, когда едешь на пределе возможностей шин на нее туда выносит. Для этого надо потратить довольно много времени и далеко не у всех это получается. Кто быстрее кто медленнее вкатывается в трассу зависит от пилота.
     
  13. Stranger71

    Stranger71 Участник тусовки

    В клубе с:
    24 окт 2009
    Сообщения:
    112
    Пол:
    Мужской
    Регион:
    Санкт-Петербург
    Водит:
    Вопрос, прежде всего, к Федору.
    А также ко всем, кто имел опыт участия на интересующей машине в асфальтовых ралли-спринтах.


    AUDI TT первого поколения (но уже после доработок подвески, АСП и спойлера) подойдет в качестве автомобиля, на котором, помимо ежедневных поездок, можно эффективно ездить ралли-спринты?
    Интересна только переднеприводная версия.

    Озадачивает частично "висящий" перед передней осью двигатель.
    С динамикой, после апгрейда турбины, выпуска, и настройки, все обстоит хорошо.
    А вот с как с управляемостью - непонятно.
    У нас в Питере ни разу на гонках не встречал ТТ, а обычные автолюбители свои ТТ-шки на трассы спринтов не выкатывают.
     
  14. Mr. B

    Mr. B Завсегдатай

    В клубе с:
    3 апр 2010
    Сообщения:
    593
    Пол:
    Мужской
    Регион:
    Санкт-Петербург
    Водит:
    Приветствую! Категорически выражаю огромную благодароность за ответы, советы, рекомендации и ликбез!!!:rock:
    Учитывая полное отсутствие подобной литературы на русском языке- предлогаю
    написать эту книгу! или хотя бы азы.
    Есть Горбачев с "Экстремаьным вождением"
    есть Фрере......Но никто еще подробно и доходчиво не раскрывал секреты "сетапа" авто.
    Лично мне хотелось бы иметь "учебник" по настройкам подвески авто.
    В котором от Азбучных истин, до сложных формул расписывался и раскладывался по полочкам процесс работы гоночного инженера, волшебника, заставляющего
    быть гоночный болид быть абсолютно покорным пилоту и стать с ним единым целым!
    Соблюдая традицию топа- задам вопрос, точнее озвучу просьбу.
    Расскажи, пожалуста, в доступной неспециалистам форме, пошаговый подход к настройкам авто.
    Думаю общественность со мной согласится ( оч часто ситуация звучит так: есть авто с какой то подвеской - надо её заточить под определенный трек- выжать максимум! пошаговая инструкция)
    то есть букварь для мастера на все руки. ибо пилот, он же гоночный инженер и слесарь и настройщик и шинщик и пр....
    заранее благодарен.
    пишу из Питера. оч много коллег гоняет в Финляндию.
    трассы Ахвенисто, Мотопарк, Аластаро, Кемора, Ботниа...
     
  15. Федор_М

    Федор_М Завсегдатай

    В клубе с:
    5 янв 2010
    Сообщения:
    1,871
    Пол:
    Мужской
    Регион:
    Москва
    Откровенно говоря на ТТ первого поколения не довелось ездить. Нам попадались последнего поколения (три штуки по моему, в том числе RS, на асфальте и на льду), но с ними Артем работал - помню что ничего супер хорошего я от него вроде бы не слышал, но могу ошибаться.
    Если хотите я спрошу его подробнее.
    Могу про R8 рассказать V8 и V10 :)

    Удачи
    Федор
     
  16. Федор_М

    Федор_М Завсегдатай

    В клубе с:
    5 янв 2010
    Сообщения:
    1,871
    Пол:
    Мужской
    Регион:
    Москва
    Пошаговый подход к постройке авто... это длинный (очень) материал.
    Чтобы сократить - какие изменения настроек вами реалистично/U] планируется вносить на трассе? (учитывая ограничения по времени и тех. возможностям).
    Подход для формульной команды с приличным бюджетом и штатом и для одного человека - разный. Кроме того зависит от формата мероприятия (кол-во/длительнсоть сессий и время между ними).
    Для первых и вторых одно общее - времени вообще и в частности на трассе всегда мало.

    Удачи
    Федор
     
  17. Stranger71

    Stranger71 Участник тусовки

    В клубе с:
    24 окт 2009
    Сообщения:
    112
    Пол:
    Мужской
    Регион:
    Санкт-Петербург
    Водит:
    Да, интересно узнать.
    Возможно, Артем скажет что-то и относительно ТТ первого поколения.
    Любая информация "от про" очень интересна.
     
  18. Mr. B

    Mr. B Завсегдатай

    В клубе с:
    3 апр 2010
    Сообщения:
    593
    Пол:
    Мужской
    Регион:
    Санкт-Петербург
    Водит:



    Думаю представители Формульной команды (и т.д) имеют в своем распоряжении специалиста твоего уровня. :) А может да же не одного...

    Попробую обрисовать существующую в этом топе ситуацию:

    -Человек увлеченый автоспортом (на любительском уровне). Без команды спонсоров и пр.
    -за свои деньги приобрел какое то по его мнению быстрое авто...
    зачастую абсолютно стоковое
    -Пытается на нем выезжать на разные треки и дисциплины (спринт, кольцо, возможно ралли на любительском уровне).
    -Исходя из ограниченных финансовых возможностей пытается "заставить" прилично ехать то, что имеется в распоряжении.
    -При этом у большей части драйверов "гоночное" авто еще и периодически (или постоянно) используется в повседневной эксплуатации.
    -Часто драйвер является единственным "мастером на все руки"сам чинит, проектирует и занимается "сетапом" авто

    По крайней мере практически всё вышесказанное относится ко мне;):nod:

    регулировки на кольце, к сожалению, почти нет возможности совершать.
    Автомобиль Е-36 325
    Винтовой комплект от Кони-Спорт
    Верхние опроры с возможностью изменения развала
    Стабилизаторы с простейшими регулировками.
    Шины Тоя 888. (возможен слик)

    Время на трассе- целый день. Примерно 20 минут через 20, 40.
    есть возможность приехать на тренировку за некоторое время до гонки.
    Формат соревнования:
    -Свободные сессии 2-3 часа
    -2 выезда в трафике на зачетное время.
    -Суперлап по результатам предыдущих 2ух сессий (круг прогревочный, боевой и круг на остывание авто)
    Финляндия
    -Ахвенисто (часто)
    -Аластаро
    -Кемора
    -Моторарк
    -Ботниа
     
  19. Mr. B

    Mr. B Завсегдатай

    В клубе с:
    3 апр 2010
    Сообщения:
    593
    Пол:
    Мужской
    Регион:
    Санкт-Петербург
    Водит:
    Тему вверх!
     
  20. Bob_tm

    Bob_tm Завсегдатай

    В клубе с:
    26 янв 2007
    Сообщения:
    480
    Пол:
    Мужской
    Регион:
    Украина
    Водит:
    Федор, опять вопрос про стабы и резину :)

    Дано
    Шасси, пусть будет кузов. Развесовка 50\50 право\лево и перед\зад. бесконечно большая жесткость на кручение.
    Есть покрышка с графиком силы держака в зависимости от вертикальной нагрузки на неё.
    На машине супер подвеска из 22 века. Кузов пусть кренится, но геометрия подвески всегда постоянна! :)
    Стабов нет.

    1. Ставим только передний стаб.
    Внутреннее колесо разгрузилось, внешнее загрузилось. Считаем общий держак оси по графику держак\сила на колесо. Вообщем держак на оси упал.

    2. Ставим только задний стаб. Теперь держак на задней оси упал.

    3. Ставим передний и задний одинаковые стабы.
    С одной стороны из-за разгрузки обоих внутренних колёс держак должен упасть.
    Но оба внутренних колеса "поджались" стабами в арку (как будто у стула стали короче две ножки сбоку). Машина должна немного присесть на внутреннюю сторону.

    Собственно по какому варианту будет работать такое шасси с двумя стабами? Можно ли подобрать размер стабов для большего держака для такого шасси или всегда будет только хуже, если геометрия подвески не меняется в повороте?


    И второй вопрос.
    Есть например М3. Может ли задний стаб менять распределение веса на передней оси? Если сопротивление крену на задней оси стало больше, то ведь и перед будет меньше кренится или нет? Или за счёт нехватки жесткости кузова этот эффект минимален?
     
    Stop hovering to collapse... Click to collapse... Hover to expand... Нажмите, чтобы раскрыть...
  21. Mr. B

    Mr. B Завсегдатай

    В клубе с:
    3 апр 2010
    Сообщения:
    593
    Пол:
    Мужской
    Регион:
    Санкт-Петербург
    Водит:
    Bob_tm, тема не обновляется 2 месяца. Федор видимо оч занят, никак не добраться до нас
     
  22. Федор_М

    Федор_М Завсегдатай

    В клубе с:
    5 янв 2010
    Сообщения:
    1,871
    Пол:
    Мужской
    Регион:
    Москва
    Привет,
    Извини, что затянул с ответом - очень занят.

    Стабы нужны (в основном) для уменьшения крена и вызванного креном нежелательного изменения геометрии подвески - внешние колеса теряют развал, внутренние приобретают. Кроме того, если у машины развитая аэродинамика днища, то крен ей вреден - ей надо сохранять стабильный клиренс. Вторая задача стабов - быстрый способ регулировать перераспределение веса и тем самым управляемости.

    Если взять за основу что подвеска НЕ меняет геометрию при крене (и не учитывать запросы аэродинамики) - то стабы становятся почти лишней деталью. Можно поподробнее про подвеску, которая НЕ меняет геометрию при крене?

    М3 - Изменение жесткости заднего стабилизатора изменит перераспределение веса на ОБЕИХ осях. На задней оси (по сравнению с исходными данными) внутреннее колесо потеряет больше веса/внешнее колесо прибавит больше веса. Переднее внутреннее колесо потеряет меньше нагрузки/внешнее прибавит меньше нагрузки. В итоге баланс управляемости сиестится в сторону избыточной. Жесткость кузова влияет таким образом - представь, что автомобиль это три пружины/торсиона: Передняя ось, шасси и задняя ось. Если пружина посередине (шасси) недостаточно жесткая, то влияние изменения жесткости на кручение (сопротивление крену) на передней или задней оси уменьшится. Автомобиль будет мало чувствителен к изменению настроек и вообще вести себя по разному в разных ситуациях - inconsistent.

    Если не лезть в дебри и не усложнять, то примерно так :)

    Удачи
    Федор
     
  23. Федор_М

    Федор_М Завсегдатай

    В клубе с:
    5 янв 2010
    Сообщения:
    1,871
    Пол:
    Мужской
    Регион:
    Москва

    Я постораюсь найтм время и ответить (в какой то степени) на ваш вопрос. Проблема в том, что вопрос слишком широкий, как я уже писал выше. Если его конкретезировать, то стало бы полехше :)

    Удачи
    Федор
     
  24. Bob_tm

    Bob_tm Завсегдатай

    В клубе с:
    26 янв 2007
    Сообщения:
    480
    Пол:
    Мужской
    Регион:
    Украина
    Водит:
    Спасибо за ответ.

    Просто такое допущение, для простоты понимания одной из функции стабов. Хотя могли бы уже что-то и придумать. Типа многорычажка с верхней шаровой на сервоприводе или верхний рычаг с элктромагнитом, который менят свою длину от датчика крена :)
     
    Stop hovering to collapse... Click to collapse... Hover to expand... Нажмите, чтобы раскрыть...
  25. ATG_

    ATG_ Завсегдатай

    В клубе с:
    12 мар 2009
    Сообщения:
    663
    Пол:
    Мужской
    Регион:
    Беларусь
    Когда будет продолжение от Федора?

    (благодарные читатели)
     
  26. Mr. B

    Mr. B Завсегдатай

    В клубе с:
    3 апр 2010
    Сообщения:
    593
    Пол:
    Мужской
    Регион:
    Санкт-Петербург
    Водит:
    имелся ввиду мой вопрос, про Финские трассы?
    зыж смиренно ждем;)
     
  27. lefedor

    lefedor Новичок

    В клубе с:
    16 окт 2010
    Сообщения:
    1
    Пол:
    Мужской
    Регион:
    Санкт-Петербург
    Водит:
    Всем привет, спасибо за познавательную тему!
    Порекомендованную тут книжку ( Milliken & Milliken Race car vehicle dynamics ) скачал тут:
    пттх://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=2641948

    И вопрос, тут было упоминание про перегазовку, на примере обратного сброса 3-2-1, есть ли и какие отрицательные стороны у сброса 3_стормозом->1_пониже_редлайна. Т.е. торможу, на стандартном H-шифтере втыкаю передачу на которой поеду поворот, еду. - по сути я торможу тормозами не рассчитывая на двс и не отвлекаясь на промежуточные подпедаливания. Да, усилия на тормозах регулируются и результат/эффективность торможения мониторятся (дело происходит в симуляторе lfs ).
     
  28. redride

    redride Участник тусовки

    В клубе с:
    28 авг 2008
    Сообщения:
    229
    Пол:
    Мужской
    Регион:
    Санкт-Петербург
    Водит:
    У меня вопрос бытового применения, один из тех, которые возникают перед каждой зимой на любом автофоруме: что лучше (для каждодневной городской езды) узкая или широкая резина?
     
  29. Bob_tm

    Bob_tm Завсегдатай

    В клубе с:
    26 янв 2007
    Сообщения:
    480
    Пол:
    Мужской
    Регион:
    Украина
    Водит:
    Некорректный вопрос.
    Есть как минимум 7 зимних покрытий.
    0. Cухой асфальт
    1. Немного промёрзший асфальт
    2. идеальное стекло
    3. Укатанный снег
    4. Пухляк
    5. Снежная каша
    6. Мокрый асфальт

    для всех зимних покрытий ответы будут разные.
    s2000 поедут это зимнее Монтекарло на 225 резине и 18 радиусе.
     
    Stop hovering to collapse... Click to collapse... Hover to expand... Нажмите, чтобы раскрыть...
  30. redride

    redride Участник тусовки

    В клубе с:
    28 авг 2008
    Сообщения:
    229
    Пол:
    Мужской
    Регион:
    Санкт-Петербург
    Водит:
    Согласен, уточню, в первую очередь интересуют: укатанный снег, пухляк и снежная каша.
    Думаю еще имеет значение, что шины - шипованные.
     

Яндекс.Метрика