Из общения с владельцами малого бизнеса вижу, что у них есть насущная потребность в автоматизации бизнес-процессов, причем в степени не меньшей, чем у среднего и большого бизнеса. Но этим мало кто занимается в силу того, что затраты на автоматизацию бизнес-процессов малого бизнеса теми средствами, которые в настоящий момент представлены на рынке, зачастую, непосильны для него. В большинстве своем в настоящее время владельцы небольших компаний предпочитают автоматизировать бизнес-процессы частично, постепенно, лоскутами. А поскольку комплексное решение проблемы всегда лучше, чем несколько разнородных систем, живущих отдельно друг от друга, то вижу возможное решение в создании коробочного продукта для автоматизации бизнес-процессов малого бизнеса. Есть несколько идей, как это можно реализовать, чтобы это было востребовано. Во всех случаях продукт будет обладать следующими характеристиками: 1. Невысокая стоимость 2. Простота (простая логика описания бизнес-процессов, переход между операциями бизнес-процесса осуществляется ответственными исполнителями) 3. Гибкость настройки (возможность быстрого изменения бизнес-процесса) 4. Возможность задания параметров выполнения операции (время выполнения операции, ответственный, входные и выходные данные) 5. Возможность мониторинга и контроля длительности выполнения операций каждого выполняемого бизнес-процесса в любой момент времени 6. Возможность строить отчеты по любым параметрам операций, составляющих бизнес-процесс 7. Возможность интеграции с существующими в компании учетными системами (кадры, бухгалтерия, склад, и т.д.) Потенциальные клиенты - бизнесы, в которых одновременно выполняется от 5 бизнес-процессов. Или от 1 бизнес-процесса при количестве операций в БП больше 10. В результате внедрения системы повышается: 1. Прозрачность бизнеса – видны все «узкие» места 2. Эффективность существующих бизнес-процессов В результате у вас появляется четкая картина – что работает эффективно, а что пора менять, кто из ваших сотрудников работает, а кто бездельничает, кому вовремя нужно дать пинок, чтобы все заработало, находить причины невыполнения планов и строить свой бизнес с учетом полученной картины. Есть несколько вопросов к владельцам бизнеса и первым лицам компаний: 1. Насколько актуальна такая система для вашего бизнеса? 2. Какие еще выгоды (кроме описанных выше) вам хотелось бы получить от такой системы? 3. Нужна ли вам в таком продукте возможность самостоятельно прорисовывать бизнес-процессы и/или вы готовы отдать их специализированной компании? 4. Сколько вы готовы платить за автоматизацию одного рабочего места? Буду признателен за конструктивную критику
что то у меня сомнения какие то в том, что малый бизнес процессо-ориентирован. и вижу некоторое противоречие между критикой лоскутной автоматизации в первом абзаце и 7 пунктом
Ну почему же? У меня, например, малый бизнес и есть некоторые типовые повторяющиеся вещи. Проектная деятельность как-никак, хотя и проекты разные по большей части. У любого бизнеса в конце концов есть процесс продаж или процесс обработки заявок или еще что-то. Ну не может быть полнейшего хаоса до такой степени, что всё и всегда по-разному. А в чем противоречие между критикой и 7 пунктом? Система автоматизации бизнес-процессов это не ERP-система и не конкурент учетным системам, напротив, она может пользоваться данными этих систем.
1. на 4 из 5 2. унифицированность документооборота, выставление сроков на все выполнение любых задач и удобная система контроля 3. предпочитаю разбираться сам. Разобравшись могу принять решение отдавать/не отдавать 4. пока мне не ясно, что конкретно и насколько качественно можно автоматизировать. поэтому не могу определиться с ценой
а причем тут хаос ? вот тут http://www.docflow.ru/analytic_full.asp?param=38027 , например, написана разница между функциональным управлением и процессным управлением. у меня огромные сомнения, что значительная часть малого бизнеса слышала хотя бы о процессном управлении.. куда девается лоскутность , если старые системы остаются на месте ?
Father, спасибо за информацию. если не секрет, можно тут или в ПС - вид деятельности и кол-во сотрудников и одновременно выполняемых бизнес-процессов?
Тоже думал над этой темкой и пришел к выводу, что для малого бизнеса, на мой взгляд, с позиции соотношения цена/функциональность пока наиболее актуальны более простые CRM системы. Специфика малого бизнеса в том, что, в отличие от среднего и крупного бизнеса, доля вспомогательных процессов, которые можно унифицированно описать, минимальна, тогда как разброс по видам деятельности очень велик. Если в ERP систему закладывать возможность настройки под специфику хотя бы по сферам производство/услуги, тогда либо придется делать чудовищное число настроек, учитывающих разные цепочки создания ценности, либо укрупнять процессы до того состояния, что это будет нецелесообразно в принципе. Основная задача ERP-систем в крупных компаниях - снижение транзакционных издержек и оптимизация процессов в условиях регламента и технологии. В малом бизнесе ввиду его размеров процессы существуют чаще всего только на интуитивном уровне и даже не прописаны. И также управляются - "по месту". Регламентировать что-либо там бесполезно и даже вредно, тогда малый бизнес потеряет свои преимущества - гибкость... Хотя... появилась идея, как сделать процесс настройки гибким, простым и интуитивно понятным даже начинающему. Вот только насколько это поддастся реализации... Если есть желание обсудить, можно в ПС, я сейчас активно занимаюсь проблематикой малого бизнеса на уровне Правительства Москвы, есть выходы.
Когда говорю с предпринимателями на эту тему, 80% понимают о чем идет речь. Остальные 20% понимают после минимума объяснений. Имеется в виду лосуктность при автоматизации БП. То есть, например, процесс сбора заявок автоматизировали и все работает четко, а вот склад в полном раздрае.
спрашивается и причем тут бизнес-процесс.. многие из предпринимателей ( из малого бизнеса), с кем вы общались, знают что такое IDEF0 ?
Да, это встречается сплошь и рядом. Только вот все-таки насчет того, что регламентировать бесполезно и вредно - это далеко не всегда так. В любом бизнесе, насколько уникальным бы он ни казался, есть возможность регламентировать и стандартизировать достаточное количество вещей. Насчет идеи гибкой настройки - да, интересно.
Автор, а вы претендуете на разработку универсального решения или все-таки индивидуального под каждого клиента?
Илья, а причем тут IDEF0? Это же просто стандарт для описания бизнес-процессов Процессы можно описывать чем угодно. Только не в описании дело. А в понимании предпринимателями о чем идет речь и в принципиальной заинтересованности в такой системе. IDEF0 сюда, конечно же, не подойдет в качестве рисовалки. Возможно это будет сильно урезанная/дополненная нотация BPMN. И еще, не факт, что малому бизнесу нужна эта рисовалка. Возможно, это будет делать компания бесплатно или за разумные деньги. Так же процессы, например, можно рисовать с помощью текстовых форм (выбор параметров процесса, связи и т.п.) Вариантов - море. Поэтому и задаю в первую очередь вопросы в первом посте, в том числе, насколько нужна рисовалка.
По большому счету хочется создать коробку, которая позволяет настраивать процессы самостоятельно каждому клиенту под его конкретный бизнес.
ну так я еще в первом посте усомнился.. что не факт, что малому бизнесу нужна система автоматизации бизнес-процессов, да еще и построенная поверх существующих учетных систем , так как малый бизнес вряд ли процессно-ориентирован в существенном количестве как вы себе представляете неформализованный бизнес-процесс и формализованный малый бизнес ?
А Вы рассматривали финансовую сторону разработки такого "пакетного" решения? И среднюю стоимость продажи можете сказать? Какую платформу планируете использовать? И еще... Какой функционал планируете включить в административную панель? И каким образом пользователь сможет проводить настройки системы - на сколько интерфейс будет дружественен к пользователю?
Если вы мне расскажете, как можно в визио осуществлять контроль выполняемых задач, буду очень признателен. Если имеется в виду Визио для рисования БП, то 1. он небесплатный 2. Включает в себя такую кучу библиотек, что хрен чего найдешь когда надо )) 3. Зачем это все простому владельцу малого бизнеса, когда достаточно ограниченного количества примитивов?
Мне кажется, что в контексте всего сказанного имеет смысл подумать над созданием продукта, представляющего собой, главным образом, CRM-ку, с возможностями описания и анализа параметров основных бизнес-процессов.
да вообще не очень понятна идея.. для простых бизнес-процессов есть workflow в sharepoint services.. ну если там нет, то точно есть в sharepoint portal server есть в 1С. непонятна суть идеи
Финансовая сторона - пока вопрос открытый, поскольку не понятно, что нужно людям. Как только соберем требования большинства к такому продукту, будет понятно на чем его реализовать. На одной из рассматриваемых платформ реализация подобного решения займет около 3 месяцев и будет стоить порядка 1,5 млн. рублей (цифра +- высосана из пальца) В идеале хочется получить продукт, в котором пользователь отрисовывает свой процесс, который конвертится в среду выполнения БП. Насчет дружественности интерфейса - см. самое первое требование: продукт должен быть простым и понятным.
а давайте простенько отрисуем типовой процесс малого бизнеса :продажа шаурмы и конвертируем его в среду выполнения процесса
Почему же? Идея, на мой взгляд, вполне здравая. Понятно, что она применима не в организациях с численность 1-20 человек, а в бОльших, но вопрос в том, что целесообразно измерять. Допустим, у нас есть типовой прописанный и регламентированный процесс отгрузки товара. Внесение участниками процесса отметок о фактическомм выполнении этапов или прохождении документов формирует статистику. По ней проводится анализ средней длительности процесса, затрат, потерь, узких мест... Но опять же все это с какой целью - повышение качества обслуживания и снижение транзакционных потерь. А дальше экономика: сможет ли эффект от установки системы повысить операционную прибыль и окупить проект за 3-6 месяцев и увеличить стоимость бизнеса на сумму, превышающую в несколько раз стоимость системы. Как-то так, ИМХО.
Может я чего-то не понял, но как мой ответ связан с вашим - не уловил. Говорили всего лишь про способ загрузки БП в систему, а вышли к тому что не факт, что система автоматизации нужна малому бизнесу... Неформализованный БП - тот что живет в голове у кого-то и больше его нигде нет. Его нет на бумаге, но выполняться он должен именно так, как скажет владелец компании или другое ЛПР. Формализованный малый бизнес это просто - возьмите любой интернет-магазин. Что, там нечего формализовать? Совершенно четко, что есть заказ, есть его обработка, есть закупка товаров, есть доставка. Вы считаете, что это не поддается формализации? А вы себе как представляете неформализованный малый бизнес?
речь же идет про малый бизнес ? лень искать данные по малому бизнесу, но почему то мне кажется, что средняя численность будет < 20 человек. далее.. допущение, что в малом бизнесе есть формализованное описание бизнес-процессов я поставил под сомнение в самом начале треда. сбор данных по скорости/срокам/качеству выполнения операций на складе в процессе отгрузки товара можно делать и без красивого слова бизнес-процесс. запомнил время создания накладной, время ее проведения, и вперед к диаграммам.
Ну да, начали они такую практику. Но опять же, все будет завязано на 1с-программистов. Я же хочу, чтобы это было решение, позволяющее легко и быстро перенастраивать процессы самостоятельно, без их вмешательства.
это самообман.. так как он потому и неформализован, так как это частно невозможно, особенно в малом бизнесе. когда нельзя написать четкие обязанности сотрудникам, кто за что отвечает, как поступать в той или иной ситуации.. когда многие вещи делаются интуитивно и спонтанно. лет 9 назад у меня был партнер, который увлекся формализацией бизнеса и привел человека, который должен был разработать нам инструкции ( = описание процессов ).. в качестве примера он принес с собой инструкцию по разработке инструкций.. в компании тогда банально нехватало сотрудников, чтобы заполнить все роли, которые нельзя совмещать слабо.. и более того, уверен, что для типового малого бизнеса формализация вредна. отлично его себе представляю
не понимаю я идеи.. я вижу три возможных реализации: 1) отдельно стоящая система, которая позволяет вводить информацию о ходе процесса и отображать его состояние.. система не связана с иными системами ( или плохо связана ). требует много ручной работы по вводу информации в нее ( = лишней работы для малого предприятия). 2) система, которая позволяет все тоже самое, но интегрирована с другими системами автоматизации.. большинство информации в нее попадает автоматически.. такая система будет требовать длительного и сложного внедрения ( по крайней мере в части стыковки с другими системами ) и приличной поддержки ( так как бизнес и учетные системы меняются и в малом бизнесе могут меняться быстро ). 3) комплексная система, которая как автоматизирует бизнес-процесс, так и решает прочие задачи малого бизнеса ( = единственная учетная система ). это невозможно сделать дешево, хорошо и за разумное время. проще внедрить SAP для малых предприятий
Ну 3) для МБ сразу же отпадает, и это не наш вариант. Это по сути система 1), но с расширенными возможностями: есть возможность интегрироваться с другими системами (учетными) в случае необходимости (но необязательно). Илья, а откуда возникает мысль, что будет много ручной работы? Можно пример?