1. Присоединяйся! Электронный журнал "BMW Club Magazine" в Telegram
    Скрыть объявление
  2. BMWClub Страхование
    Лучшие условия при покупке полиса для участников клуба!
    Скрыть объявление

Эволюция ненадежности: как современные МКПП стали дороже «автоматов»

Тема в разделе "Статьи и обзоры", создана пользователем NewsMaker, 26 мар 2016.

  1. NewsMaker

    NewsMaker NewsMaker

    В клубе с:
    2 мар 2011
    Сообщения:
    1,210
    Регион:
    Москва
    В головах миллионов водителей прочно укоренился стереотип: если покупаешь машину с механической коробкой, то можно забыть о том, что она в принципе существует. При этом «автоматов» до сих пор побаиваются как чего-то сложного и дорогого. Но современные МКПП – уже далеко не те неубиваемые агрегаты из 90-х.

    [​IMG]

    Наблюдая со стороны за спорами «АКПП против МКПП», иногда кажется, что сторонники той или иной точки зрения никогда не водили машины с другим типом трансмиссии и вообще слабо себе представляют, что МКПП и АКПП бывают очень разные. Да и машины тоже используют в совершенно различных условиях.

    Сегодня на повестке дня - аргументация сторонников МКПП, попробуем разобраться, что стоит за лозунгами «дешевле», «выше надежность», «лучший контроль машины», «быстрее переключения», «дешевле ремонт» и другими.


    Сцепление и маховик

    Десятки лет механические трансмиссии исправно служили на всех типах автомобилей. И поломки были чем-то редким, а ресурс до ремонта составлял десятки лет. Фактически, часто коробки переживали машины. При этом, конечно, сцепление всегда было расходным материалом, как и выжимной подшипник – это никого не удивляло. Правда, уже в 90-е годы сцепление сцеплению было рознь: дешевые незаводские жигулевские диски ходили по 10 000 км, а оригинал от Volkswagen или Opel мог выходить больше 100 000, особенно с каким-нибудь тяговитым двухлитровиком.



    С повышением требований к работе двигателя на особо малой нагрузке и оборотах а так же требований к шумности и комфорту в ход пошла и «тяжелая артиллерия» в виде двухмассовых маховиков, которые тоже по сути элементы с ограниченным сроком службы. Цена комплекта сцепления неуклонно возрастала на протяжении последних лет, выжимной подшипник превратился из довольно дешевого расходника в серьезный узел, объединяющий гидроцилиндр привода и сам подшипник. А двухмассовый маховик разом увеличил стоимость заменяемых деталей еще раз в пять-семь, поскольку цена этого официально не ремонтируемого узла оказалась очень большой.

    Так, на распространенные фольксвагеновские моторы 1.8 и 2.0 литра двухмассовый маховик стоит порядка 50 тысяч рублей, и это еще сравнительно бюджетный вариант, ведь на BMW c моторами M54 и N54 маховик стоит уже все 74 тысячи. Скидки на неоригинальные детали есть, но и они дешевле максимум на треть.

    Кстати, естественный износ синхронизаторов, муфт и подшипников коробки тоже никто не отменял, как и изменения геометрии ее корпуса, а также более серьезные поломки, связанные с перегрузкой крутящим моментом или повреждения из-за отсутствия смазки.

    Объем масляной ванны коробки передач все уменьшался, ее габариты и масса тоже. Переход на линейно-поперечное расположение силового агрегата и расположение коробки передач в блоке с главной передачей и дифференциалом тоже способствовал усложнению МКПП и заметному увеличению стоимости работ по замене традиционных расходных частей. Замена комплекта сцепления теперь уже требует работ по снятию приводов, подрамника, вывешиванию двигателя…

    А ведь как хорошо было в 90-е годы! Работа по замене сцепления на машинах классической компоновки требовала лишь снять кардан и можно было снимать КПП. На переднеприводных Opel с МКПП серии F16 не нужно было и того: просто скидываешь заднюю крышку коробки, просто сняв левое колесо, вкручиваешь наконечник троса привода сцепления или длинный болт во внутреннюю часть составного первичного вала и можно через специальный лючок уже откручивать сцепление от маховика. Потом тянешь трос и сцепление просто выпадет вниз. Потрясающая по простоте конструкция, и притом весьма прочная. Не зря такие МКПП иногда ставили вместо более современных на более свежие Опели.

    [​IMG]

    Что же в итоге? Механические трансмиссии стали сложнее, намного сложнее. Стоимость расходных материалов заметно повысилась, цена замены комплекта сцепления уже способна вызвать небольшой финансовый кризис в отдельно взятой семье - порадует и цена работ, и стоимость запчастей.

    Маховик, плюс диск сцепления, плюс корзина, плюс работа на пятилетний VW - это уже цена вполне приличной иномарки начала двухтысячных годов, то есть тысяча 100-120. И даже если это просто замена сцепления, то двадцать-тридцать тысяч - тоже сумма, сравнимая со средней зарплатой в России.

    И чуть не забыл – конечно же, гарантия на этот узел не распространяется, потому что его ходимость сильно зависит от действий водителя. При правильном обращении узел может служить много лет, но буквально один день с новичком или «гонщиком» за рулем и вот уже под замену идет все, вплоть до маховика.

    Качество подготовки водителей понемногу снижается, больше внимания уделяется управлению машиной в сложной дорожной обстановке и меньше - работе со сцеплением и коробкой. А значит и средняя надежность трансмиссии с ручным переключением тоже снижается.

    Если вы подумали, что надежность самой МКПП все равно выше всяких похвал, то ошибаетесь. Требования к постоянному снижению массы агрегатов и постоянное улучшение характеристик моторов уже давно вступили в противоречие. Запас прочности у современной механики зачастую не слишком высокий. Особенно это ощущается в сочетании с мощными турбомоторами, у которых ранний пик крутящего момента, часто есть «овербуст» и они часто работают на пределе крутящего момента ради повышения экономичности. И даже в ненапряженном городском режиме мотор может выдать «на валу» все 250-350 ньютон-метров, хотя обороты и мощность невелики-до 60-100 л.с.

    Постепенно и этот узел перешел из числа «вечных» в разряд рано или поздно требующих капитального ремонта или замены. Кстати, некоторое время назад я собрал «коллекцию» из наименее удачных и чаще всего ломающихся МКПП – обязательно прочитайте.


    Замена и ремонт МКПП

    Как-то понемногу сложилось мнение, что механическая коробка передач - это недорогой узел, который не особенно-то сложно устроен. Мало кто уже помнит, что завод АЗЛК хорошую коробку передач не смог сделать за все время своего существования, а АВТОВАЗ уже третье десятилетие использует пусть доработанную, но МКПП еще от «восьмого» семейства.

    Современная МКПП при замене стоит ничуть не меньше чем «автомат», разница в цене если и есть, то не превышает 20%. Например на BMW «шестиступка» ZF стоит на данный момент 512 тысяч рублей, а «механика» 410 тысяч, думаете, дорого? Вовсе нет, коробка F28, которую ставили на Vectra A и Calibra стоит 828 тысяч рублей, раза в четыре больше, чем сама машина сейчас. Да и устроена ручная коробка даже в чем-то сложнее автоматов.

    [​IMG]

    Пусть в ней нет сложнейшей гидравлики и электроники, но взаимодействие ее механических частей действительно экстремально сложное, и при этом у нее нет никаких систем самодиагностики. Просто сложная и высокоточная система по «классическим» технологиям, но с добавлением высокого класса точной механики. Тут и выверенные зазоры, и микропрофиль поверхностей зацепления, и тонкий расчет твердости зацеплений. Даже сам корпус коробки и ее механическая схема – продукт сложной инженерии: все устроено так, чтобы корпус минимально нагружался моментом, был максимально жестким и его деформации минимально сказывались на работе нагруженных подшипников.

    Механику сложно разработать с нуля, сложно производить и сложно правильно ремонтировать. Разумеется, ни о какой дешевизне речи уже не идет. Сложно даже найти профессионала, который возьмется за качественный ремонт МКПП и тем более - за доработку ее конструкции.

    Вопрос цены ремонта тесно увязан с ценой собственно самой коробки. Цена восстановления тоже растет. Высокоточные механические элементы стоят очень недешево и воспроизвести их с требуемыми параметрами «на стороне» - задача куда более сложная, чем сделать пакет фрикционов, сальники, прокладки и даже линейные соленоиды. Механика не может адаптироваться к изменению характеристик своих элементов, они должны быть идеальны.

    И ремонт со старыми запчастями или с неоригинальными уже не даст того ресурса и качества работы, что у новой МКПП, если только ремонтом не занят мастер своего дела, очень хорошо понимающий взаимодействие всех элементов. Чем выше нагрузка, тем дороже компоненты и выше сложность конструкции. И не удивляйтесь тому, что переборка «механики» окажется существенно дороже, чем средний ремонт АКПП на той же машине.

    Одна цена нового дифференциала может составить 40-60 тысяч, причем на вполне бюджетные и не очень новые Opel c МКПП цена этого узла составит порядка 60-70 тысяч рублей, да еще комплект синхронизаторов обойдется тысяч в тридцать… Про цену нового вала лучше не вспоминать, обычно ставят б/у детали, иначе восстановление выйдет дороже, чем покупка новой МКПП. В сравнении с этим так называемый Overall kit для капремонта типичной АКПП, включающий в себя фрикционы, стальные кольца и прокладки ценой в 30-40 тысяч рублей – просто халява.

    Единственная отрада - это пока еще невысокая цена и хорошее качество контрактных МКПП, ведь проверить их несколько проще, при нормальном износе внутри очень мало продуктов износа, тем более магнитных. Ну и пара побочных факторов в пользу МКПП: с ними ставят, обычно, менее мощные моторы, а ездят с механикой часто более опытные и аккуратные водители.


    Почему же машина с МКПП все еще дешевле, чем с АКПП?

    Сравнительно простые и отработанные конструкции пятиступенчатых коробок действительно дешевле, чем современные «автоматы». К тому же МКПП обычно выпускаются силами изготовителя машины, а АКПП поставляется на конвейер сторонним предприятием, и разумеется, «механика» обходится производителю в итоге дешевле.

    [​IMG]

    Плюс производитель назначает цену с учетом маркетинговых задач, корректируя спрос в ту или иную сторону. Разница в цене может быть минимальной даже в случае использования сложных гидромеханических коробок или большой при использовании откровенно дешевых четырехступок. По мере увеличения мощности и количества передач в коробке разница в цене уменьшается. А в месте с ней - и шансы МКПП вообще появиться на машине. Поэтому, собственно, мощные авто на «механике» становятся экзотикой, а сама МКПП экзотической опцией.


    Что в итоге?

    «Механика» не дешевле в эксплуатации и в ремонте чем наиболее удачные модели АКПП. Единственное, что пока еще работает на репутацию МКПП - это быстрое развитие автоматических коробок, а значит появление неотработанных конструкций с очень низкой надежностью (например, многоступенчатая гидромеханика ипреселективный робот и громкие скандалы из-за отказов.

    Механические коробки, к счастью для покупателей, развиваются медленно, большая часть конструкций имеет возраст больше пяти лет, а корни некоторых из них можно проследить лет на двадцать назад. Но приобретение автомобиля с «палкой», особенно – дорогого и мощного, далеко не всегда является панацеей от высоких затрат на ремонт.

    Борис Игнашин

    http://www.kolesa.ru/article/jevolj...ennye-mkpp-stali-dorozhe-avtomatov-2016-03-11
     

    Вложения:

  2. Grunt

    Grunt Завсегдатай

    В клубе с:
    19 июл 2006
    Сообщения:
    487
    Пол:
    Мужской
    Регион:
    Москва
    Водит:
    ,
    Какой феерический бред ((( В автоматической коробке, кроме еще более компактных, более нагруженных, чем на МКПП, при этом и прецизионных, зубчатых пар, еще и куча гидравлики, электроники и прочего ломучего хлама. По определению МКПП будет дешевле в изготовлении и надежнее, чем АКПП . Развиваться дальше уже не будет ни то, ни другое особо - грядет эра электромобилей, где вся эта требуха просто не нужна в принципе.
     
    Stop hovering to collapse... Click to collapse... Hover to expand... Нажмите, чтобы раскрыть...
  3. Vlad_1_528

    Vlad_1_528 Абориген

    В клубе с:
    4 дек 2008
    Сообщения:
    2,244
    Пол:
    Мужской
    Регион:
    Калининградская обл.
    В электромобилях, если они хотят ездить быстро коробка - нужна. Возможно 2-3 ступенчатой достаточно, но без неё мощные авто будут ездить максимум 200, а послабее 150.
     
  4. alex1299

    alex1299 Завсегдатай

    В клубе с:
    22 сен 2010
    Сообщения:
    489
    Пол:
    Мужской
    Регион:
    Москва
    Была у меня палка на 7ом аккорде - специально брал на погонять, а не экономить. За два гарантийных года потратил, кажется, 2000 долларов на замену сцепы и маховика. Делал естественно у дилера, так как думал, что машина гарантийная и, вдруг, коробка сломается. Ну, да, идиот, хотя на стороне сэкономил бы не сильно. К концу гарантии подохло два синхронизатора, но случай, понятное дело, не гарантийный. Поменял внутренности коробки целиком на внутренности от новой коробки цивика - там одинаковые коробки внутри, только у цивика передачи короче, плюс у цивика ещё lsd. Заодно поставил усиленную сцепу плюс облегченный маховик. Кайф я ловил недолго, опять умер синхронизатор тысяч через 20 ( он слабенький в этих коробках ). То есть в общей сложности на коробку я потратил тысяч десять - сумму для меня довольно приличную на тот момент и сейчас я думаю, что взял бы автомат и не думал ни о чем все 80ткм владения. Авто-то было новое и гарантийное, делал бы только ТО и не выделывался.
     
    Stop hovering to collapse... Click to collapse... Hover to expand... Нажмите, чтобы раскрыть...
  5. torezz

    torezz Абориген

    В клубе с:
    21 сен 2011
    Сообщения:
    3,182
    Пол:
    Мужской
    Регион:
    Санкт-Петербург
    Была у меня палка на 7. На ВАЗ 2107. 120 тыщ. Сцепление не менял. Потому что до этого по говну/глине/танковым колеям и горно-таежному направлению накатал два года (хз скока км спидометр на работал) на козлике с двойным выжимом.:D:D:D Вроде МКПП - ноупроблем-с.
    Были после авто - вариатор/акпп/мкпп/акпп/вариатор - кроме вялого переключения на трех-ступке гольфа 86 г.в. вообще не было проблем.

    К чему я. Может проблема в водителе и местности?
    Вариатор мрет от дистанций и грязи и стартов резких.
    МКПП задрочить в городе - 5 сек.:shock:
     
    Stop hovering to collapse... Click to collapse... Hover to expand... Нажмите, чтобы раскрыть...

Яндекс.Метрика