1. Присоединяйся! Электронный журнал "BMW Club Magazine" в Telegram
    Скрыть объявление
  2. BMWClub Страхование
    Лучшие условия при покупке полиса для участников клуба!
    Скрыть объявление

Транспорт для махараджи

Тема в разделе "Статьи и обзоры", создана пользователем NewsMaker, 15 июн 2012.

  1. NewsMaker

    NewsMaker NewsMaker

    Регистрация:
    2 мар 2011
    Сообщения:
    1,209
    Регион:
    Москва
    Индия – одна из наиболее динамично развивающихся стран Азии – сегодня известна тем, что выпускает самые дешевые в мире автомобили. Однако всего сто лет назад сюда везли самые роскошные в мире авто.

    Когда в стране махараджей появился первый автомобиль? Мнения историков сильно расходятся. Одни считают, что все произошло в 1892 году, другие приводят не менее веские доводы в пользу более поздней даты – 1897 года. Согласно первой версии, первым был французский «Де Дион-Бутон». Сторонники второй марку не называют, зато приводят имя первого на полуострове Индостан автовладельца, которым считается британский бизнесмен Форстер, представлявший в колонии интересы компании «Гривз Коттон». Называют и место, куда привезли диковинку, – Бомбей (ныне Мумбай), который был одним из крупнейших городов страны. И хотя споры о первенстве до сих пор не утихают, по большому счету для нас важно только одно: начало автомобилизации было положено еще в конце позапрошлого века.

    [​IMG]

    У здания отделения компании «Роллс-Ройс», где работали только с индийскими клиентами, постоянно стояла вооруженная охрана

    Постепенно автомобили стали появляться не только у англичан-бизнесменов и представителей британской колониальной администрации. Необычные средства передвижения вызывали любопытство местного населения, ведь в древнеиндийских сказаниях нередко встречались истории о колесницах, передвигавшихся без помощи животных.

    [​IMG]
    На охоте всякое случается. Если один автомобиль вышел из строя, то в гараж его могли буксировать и таким образом

    В первую очередь интерес проявляли правители местных княжеств – махараджи, среди которых существовало постоянное соперничество, умело поддерживаемое колонизаторами. Каждый уважающий себя властитель старался перещеголять коллег во внешних проявлениях «величия». И тут автомобиль мог стать решающим аргументом, ведь слоны, считавшиеся символом власти, были у каждого из них, а вот безлошадная повозка…

    Пока «моторы» были диковинкой, самолюбие индийских князей тешил автомобиль как таковой, затем, чтобы добыть себе пальму первенства, некоторые стали приобретать машины «стадами» – на манер того, как их предки когда-то обзаводились слонами. А почему бы и нет? Самые дорогие экипажи служили для парадных выездов; несколько машин поскромнее – для повседневного использования самим владыкой и его женой – махарани; еще пара – для детей; плюс полдюжины «каров» для ближайших родственников и охоты…

    [​IMG]
    Охота была удачной. Фото на память с трофеем на крыле автомобиля

    Состязание иной раз шло сразу по нескольким «направлениям»: чьи авто роскошнее, у кого их больше и т. п. Пристрастия были различными. Одни предпочитали иметь в своем гараже самые разнообразные марки, такие как «Форд», «Фиат», «Даймлер», «Ланчестер», другие сохраняли верность одной. Его высочество Низам Хайдерабада, например, долгое время был поклонником фирмы «Непир». К 1910 году в его гараже насчитывалось с десяток автомобилей этой марки.

    Впрочем, автомобили – автомобилями, а от лошадей и слонов князья тоже в одночасье отказаться не могли. Поэтому их выезды представляли иной раз довольно необычное зрелище: властитель появлялся в автомобиле в сопровождении слоновьего эскорта и конной гвардии…

    [​IMG]
    Юный принц Гвалио в своем «Роллс-Ройсе»

    Некоторые отпрыски княжеских родов, учившиеся в метрополии, не только великолепно разбирались в автомобилях, но и умели прекрасно управляться с механическими экипажами. Существует даже история о том, что первым индийским князем, заинтересовавшимся автомобилем, был молодой правитель Навагара, купивший машину в еще 1889 году во время учебы в Кембридже. Но это не удивительно. Купить можно, можно даже привезти диковинку в Индию. А вот где найти шофера? Управлять машиной собственноручно на родине было немыслимо: крутить баранку – неподобающее занятие для человека, «рожденного с серебряной ложкой во рту»! Поэтому водителями и механиками на первых порах были европейцы. В гаражах некоторых князей насчитывалось по нескольку десятков автомобилей. Примеру махараджей следовали и другие представители местной элиты. Правда, машины у них, как правило, бывали скромнее.

    [​IMG]
    К хорошим автомобилям надо привыкать с самого детства

    Считается, что первый водитель-индиец – предприниматель из города Парси по фамилии Тата – сел за руль лишь в 1901 году. Ему-то стесняться было нечего: княжеский титул над ним не довлел. Постепенно автомобили получали распространение не только среди местной знати, но и среди интеллигенции и буржуазии. Их владельцы объединялись в автомобильные клубы и союзы. В 1904 году в стране прошло первое официально зарегистрированное автомобильное соревнование. В качестве организатора выступил «Союз мотористов Западной Индии», приурочивший гонку к рождественским каникулам. Старт был дан в Дели, а местом финиша выбрали Бомбей. Правда, гонкой в прямом смысле этого слова те соревнования назвать было трудно. Современники говорили о них, скорее, как о «демонстрации роскоши».

    Эпоха «Роллс-Ройсов»

    С появлением на рынке марки «Роллс-Ройс» многие махараджи почти сразу же обратили на нее внимание. Причиной интереса стало одно удачное выступление. В 1907 году в Индии был организован большой испытательный пробег по маршруту Бомбей – Холапур, протяженность которого составила около 1000 километров. На старт вышло 35 автомобилей. Одним из фаворитов считался британец Фрэнк Норбери – владелец типографии из Манчестера. Он шел на «Роллс-Ройсе 40/50», носившем помпезное название «Жемчужина Востока». В пути у Норбери не произошло ни одной поломки. Говорят, что он был настолько уверен в своей машине, что решил даже не брать с собой никаких инструментов. Без дела оказался и контролер, наблюдавший за соблюдением регламента соревнований: опечатав капот на месте старта, он продремал всю дорогу и снял пломбу только после финиша.

    [​IMG]
    Нельзя не улыбнуться, глядя на то, как к дорогущему «Роллс-Ройсу» цепляют обычный деревянный фургон для перевозки лошадей

    Согласитесь, рекламный ход – лучше не придумаешь, особенно если учесть, что маршрут проходил по довольно скверной дороге, и на пути встречались перевалы высотой до полутора километров! Окончательно дело решилось на выставке в Бомбее, где автомобиль «Роллс-Ройс» был удостоен специальной награды «За элегантность». Первым индийским покупателем марки стал в 1908 году махараджа Гвалиора, примеру которого вскоре последовали и другие князья.

    [​IMG]
    Партия из восьми «Роллс-Ройсов» в Лондоне у входа в галерею Тейт перед отправкой на думбар в Индию

    Успех был закреплен тремя годами позже, во время официального провозглашения Георга V императором Индии. На официальные торжества – думбар – съехались правители всех княжеств и представители индийской знати. Понимая, что такая уникальная возможность приобрести новых клиентов выпадает не каждый день, руководство «Роллс-Ройса» прислало на это мероприятие восемь своих машин темно-синего цвета с кароссери от известнейших европейских кузовщиков – «Трапп», «Баркер», «Хупер» и «Мюлинер».

    И приманка была проглочена: правители Алвара, Бароды, Джолпура и еще нескольких княжеств заказали себе автомобили. Эпоха «Роллс-Ройсов» в Индии началась. По признанию самой фирмы, «такого разнообразия запросов британским кузовных дел мастерам не приходилось удовлетворять еще никогда».

    Для примера можно привести «Серебряный призрак» Низама Хайдерабада с кузовом от фирмы «Баркер», поставленный в 1913 году. На автомобиле был установлен трон, а ру-коятки рычагов управления были выполнены из золота. В обивке салона использовались шелк, золотая парча и серебро. Другой правитель – раджа Монгира – приказал отделать крылья, двери и окна своего авто серебряными узорами.

    [​IMG]
    Парадный автомобиль должен быть не менее величественным, чем слон, и украшался так же роскошно


    Но настоящим чемпионом по количеству роскошных машин вполне заслуженно считался махараджа Патиалы Бхупиндар Сингх – в его гараже насчитывалось по одним данным 27, а по другим – 44 «Роллс-Ройса». Некоторые из них были инкрустированы золотом и слоновой костью. Сиденья отделывались тигровыми и леопардовыми шкурами. Среди наиболее востребованных аксессуаров – крепления для ружей, затемнение для стекол, москитные сетки и т. п. Все это было необходимо, когда правитель со свитой и гостями выезжал на охоту. Не обходилось и без курьезов. Невозможно было не улыбнуться, наблюдая, как к помпезному «роллсу» цепляют… деревянный фургон для перевозки княжес-ких лошадей или тележку для охотничьих трофеев…

    Впрочем, не «Роллс-Ройсом» единым. На охоте с не меньшим, а порой и с большим успехом использовались банальные «Форды Т» во всех своих ипостасях. Известен даже случай, когда один из князей заказал для охотничьих экспедиций двухэтажный лондонский автобус, переоборудованный сообразно новому предназначению…

    Но вернемся к «Роллс-Ройсу». В итоге получилось так, что Индия превратилась в один из наиболее значимых для компании рынков. В Лондоне было открыто специальное отделение для работы с индийскими клиентами. Компания очень ценила этих заказчиков и из кожи вон лезла, чтобы им угодить. Ярким примером стала машина, построенная для махарани Траванкура Сетху Парватибаи в 1933 году, где на полу салона было установлено специальное сиденье для карлика, который во время поездки должен был, оставаясь невидимым для публики, массировать ноги своей госпоже.

    [​IMG]
    У здания отделения компании «Роллс-Ройс», где работали только с индийскими клиентами, постоянно стояла вооруженная охрана

    Однако, несмотря на все старания, отношения фирмы с индийскими клиентами далеко не всегда бывали безоблачными. В литературе описан курьезный случай, когда не поладивший с представителем компании махараджа Бхаратпура Бриджендра Сингх приказал использовать все «Роллс-Ройсы» из своей обширной коллекции для вывоза мусора, чтобы показать, как мало они для него значат.

    www.automobili.ru
     

    Вложения:

    • gh.jpg
      gh.jpg
      Размер файла:
      64.8 КБ
      Просмотров:
      7

Яндекс.Метрика