1. Присоединяйся! Электронный журнал "BMW Club Magazine" в Telegram
    Скрыть объявление
  2. BMWClub Страхование
    Лучшие условия при покупке полиса для участников клуба!
    Скрыть объявление

Загадка отечественной автоистории: первый советский легковой

Тема в разделе "Курилка", создана пользователем Lewww, 17 авг 2023.

  1. Lewww

    Lewww Абориген

    В клубе с:
    2 мар 2012
    Сообщения:
    3,341
    Пол:
    Мужской
    Регион:
    Московская обл.
    «…Вредители есть и будут, пока есть у нас классы, пока имеется капиталистическое окружение. Но это значит, что коль скоро значительная часть старой технической интеллигенции, так или иначе сочувствовавшая ранее вредителям, повернула теперь в сторону советской власти, активных вредителей осталось небольшое количество, они изолированы и должны будут уйти до поры до времени в глубокое подполье..».
    Из речи И.В. Сталина, произнесенной 23 июля 1931 г.


    «…1) развал нашего автомобилизма в настоящее время является актом общепризнанным…»
    Из доклада начальника командования автоотдела НКПС тов. Литвина от 15 марта 1921 г.


    Загадка отечественной автоистории: первый советский легковой

    Первый этап постройки первых советских легковых автомобилей


    Начальники советского автопрома в своих юбилейных речах никогда не упоминали, что первый легковой автомобиль, самостоятельно изготовленный в Стране Советов, был изготовлен на доставшемся большевикам от прежнего режима бывшем «Московском автомобильном заводе Русско-Балтийского вагонного завода», заложенном (но недостроенном) еще в 1916 году в Филях под Москвой, где использовались станки и оборудование, эвакуированные после начала Великой войны из Риги.

    26.11.1918 г. завод был национализирован и в феврале 1919 года передан в ведение учрежденного при отделе металла ВСНХ Главного правления государственных автомобильных заводов (Автозав), назначенное ответственным за автомобилестроение Советской Республики. Но уже в конце года «в связи с невозможностью наладить серийное производство автомобилей» завод был передан в ЦАС Промвоенсовета ВСНХ. В документах 1920 г. он проходит как 2-й Государственный автомобильный завод, и относится к «ударной группе оборонных предприятий».

    23.04.1921 г. завод передали в ведение ЦУГАЗ Отдела металла ВСНХ. Затем в конце.1921 г. он был передан в ведение Управления начальника Бронесил РККА и переименован в 1-й автобронетанковый завод, а с 1.01.1922 г. в 1-й Броневой танко-автомобильный завод (1-й БТАЗ).

    Трудовой путь завода, как и многих советских предприятий тех лет, был труден и тернист. Сначала он занимался капитальным ремонтом бронемашин и танков, но в итоге был перепрофилирован и стал большим авиазаводом.

    На нём еще с царских времен залежалось 300 комплектов деталей, предназначенных для производства легкового автомобиля «Руссо-Балт» модели С 24/40.

    И вот однажды кому-то из руководителей предприятия пришла в голову дельная идея собрать из имеющихся комплектов деталей небольшую партию легковых машин для проверки рабочих чертежей и выявления возможности приспособить автомобили под бронировку с перспективой наладить выпуск однотипных броневых и вспомогательных автомобилей для РККА.

    С целью реализации сей затеи в августе 1921 года в Филях началась постройка первых в Республике Советов легковых автомобилей собственного производства.

    Однако дело шло как-то не шатко ни валко (видимо из-за скрытых вредителей), и только через год 8 октября 1922 года из ворот завода выкатил первый советский легковой автомобиль, по инерции называвшийся «Руссо-Балт» (встречается и наименование «Русско-Балт»), хотя правильнее было бы его назвать «Бронетаз».

    Впрочем, название хорошо отражало действительность - несмотря на незначительные конструктивные изменения машина по сути являлась копией модели Руссо-Балт образца 1916 года.
    Газеты по этому поводу гордо писали: «…Все детали автомобиля, за исключением подшипников и карбюратора, были изготовлены у нас в стране из отечественных материалов…»

    Это был большой шестиместный автомобиль с трехдверным кузовом типа «торпедо», длиной при поднятом тенте около 4500 мм и шириной 1650 мм.


    [​IMG]

    Колесная база составляла 3200 мм; ширина колеи - 1365 мм; минимальный дорожный просвет 270 мм.

    Мотор стоял 4-цил. объемом 4,5 л., развивающий (по данным испытания НАМИ) около 39 л.с. при 1300 об/мин. Но передаточные числа 4-ст. коробки скоростей плохо сочетались с передаточным числом главной передачи, равным 3, и в совокупности совсем не сочетались с внешней скоростной характеристикой двигателя.

    В результате автомобиль, масса которого при полной загрузке составляла 2200 кг, вяло разгонялся и на прямой передаче не мог преодолеть подъем свыше 1,5%. А его максимальная скорость на этой передаче составляла 43 км/ч (при скорости на более низкой передаче 73,5 км/ч).

    Огромным техническим прорывом стало введение электрогенератора, что позволило заменить дореволюционные керосиновые фары на современные электрические, а на некоторых машинах даже установить дополнительную фару-искатель.

    Машина комплектовалась красивыми колесами с прикрывающими деревянные спицы блестящими металлическими колпаками и снабжалась отечественными пневматическими шинами бывшего Товарищества Российско-Американской Резиновой Мануфактуры «Треугольник» модели «Елка»:

    [​IMG]

    В те года даже в Москве по улицам ежедневно скакали сотни лошадей, поэтому на мостовых повсюду валялись вылетавшие из подков гвозди, и проколы шин был сущей мукой первых автомобилистов. Чтобы облегчить им жизнь на правой подножке был установлен двухгнездовой шинодержатель, а за ним небольшой инструментальный ящик:

    [​IMG]

    Чтобы новоявленный пролетарский автомобиль при первом взгляде не перепутали с допотопным буржуйским Руссо-Балтом, спереди установили бампер в виде трубы, держащейся на двух кронштейнах, и нанесли специальную эмблему на соты радиатора, представляющую собой затейливый графический ребус, где при наличии воображения можно было угадать буквы А, Б, Т и З.

    [​IMG]

    А на крышку коробки скоростей прикрепили дополнительную закрывающую большое круглое отверстие крышку с молотом, серпом, традиционным призывом пролетариям всех стран соединяться, а также с наименованием завода-изготовителя и названием модели:

    [​IMG]

    И хотя на табличке было совершенно четко прописано, что модель называется «тип «С» 24-40», авторы некоторых публикаций ее упорно именовали ПРОМБРОНЬ. В действительности это слово обозначало и не модель и не марку, а являлось сокращенным наименованием объединения фабрично-заводских предприятий броневого ведомства РСФСР, возглавляемых председателем правления, коим являлся начальник управления бронесил РККА. С начала 1922 г. в ПРОМБРОНЬ (помимо прочих) входил и 1-й БТАЗ.

    Большевики обожали придумывать сокращения громоздких названий своих учреждений. В результате возникали как интуитивно понятные обывателям аббревиатуры, например ПРОМСВЯЗЬ или ПРОМВОЗДУХ, так и совершенно непонятные типа ПОГАРЗ, ЦУГАЗ, а также сложно выговариваемые, как например ВСНХ, или пугающие своей громоздкостью вроде ЦУПВОСО или ЦЕПВМОРЗ.

    На этапе сборки рабочие изготовили красивый кузов стального цвета, экипировали его выдвижным столиком и другими предметами сервиса, никелировали радиатор, окантовку фар и отдельные элементы кузова, и 8 октября 1922 г. в торжественной обстановке преподнесли автомобиль в дар председателю ВЦИК М.И. Калинину.

    [​IMG]
    [​IMG]

    После произнесенных по этому случаю торжественных речей шофер завел мотор, и под аплодисменты присутствующих на показе рабочих и красноармейцев покатал Михалваныча по территории Московского Кремля. По окончании мероприятия дорогой подарок уехал к месту службы в гараж ВЦИК.

    Несмотря на огромное количество деталей, позволяющих изготовить несколько сотен машин, дело по сборке первого советского бывшего буржуйского как-то не заладилось. После выпуска «пробной» партии из 5 автомобилей рабочие уже отсортировали комплекты деталей, позволяющие собрать еще 58 машин, но тут неожиданно в конце 1922 года в соответствии с новой экономической политикой завод был отдан в концессию иностранному авиапредприятию «Юнкерс». Поэтому выпуск автомобилей на нем благополучно свернули чтобы наладить выпуск более важных для страны немецких самолетов.


    Второй этап постройки первых советских легковых автомобилей

    Имеющийся запас автокомплектов в апреле 1923 года был перевезен на другой заложенный еще при царе, но так и не достроенный авторемонтный завод, до революции являвшийся ремонтной базой автомобильной роты, а после названный Авторемонтным заводом (Преображенским). Затем в 1920 г. название сменилось на 4-й Государственный авторемонтный завод Мостранса (4-й ГАРЗ). В 1922 г. предприятие было вновь переименовано теперь уже во 2-й БТАЗ (Преображенская застава, тел.: 2-36-77) и с февраля того же года начало функционировать в составе объединения ПРОМБРОНЬ.

    Новое название завода звучало грозно, по-боевому, однако, как указывалось в одном из документов сентября 1923 г., завод «…в его настоящем виде не может быть назван заводом…», поскольку чтобы его превратить в таковой требовалось осуществить работы по его достройке (как минимум навести перекрытия между небольшими отдельно стоящими корпусами).

    В процессе перевозки часть деталей растеряли при погрузке-разгрузке, часть повредили или разворовали невыявленные вредители, и в результате очередной сортировки, проведенной рабочими 2-го БТАЗ, было установлено, что теперь деталей хватает лишь для сборки 38 машин.

    По этой причине новому заводу была поставлена ответственная задача: выпустить 10 машин. Но видимо и тут в трудовом коллективе орудовали скрытые вредители, потому что даже с ней завод не справился: рабочие с большим трудом собрали в 1923 году только 5 автомобилей – два легковых с открытым кузовом типа «торпедо» и три грузовых.

    На этом производство первого советского легкового автомобиля, выпущенного на двух «броневых» заводах в общем количестве 10 штук, было успешно завершено,

    Два Руссо-Балта из первой партии вошли в мировую автоисторию, приняв участие в советском автопробеге 1923 г. 49-ти легковых автомобилей. Рекордов скорости они не установили и в призовые места не попали, но тем не менее благодаря усилиям шоферов и механиков все же дошли до финиша своим ходом. Вместе с ними также благополучно финишировал и однотипный Руссо-Балт, построенный еще до революции, правда показал при этом самое длительное время прохождения дистанции.

    А 2-й БТАЗ до конца 20-х годов выполнял отдельные работы по ремонту автомобилей и изготовлению их деталей, и даже входил в список предприятий Автотреста (быв. ЦУГАЗ). Имеется упоминание, что в производственную программу треста на 1925 г. была включена постройка 50-ти автомобилей «Руссо-Балт». Однако сведения о реализации этого намерения не встречаются.

    В 1929 г. 2-й БТАЗ был передан в ведение Всесоюзного авто-тракторного объединения, переименован в Завод №2, и в итоге перешел на изготовление танков.

    Факт выпуска советских Руссо-Балтов был в скором времени позабыт, и первым советским легковым автомобилем, выпущенным в СССР, в официальных документах числился НАМИ-I (1927 г.)


    P.S. Встречаются сведения, что новоявленных Руссо-Балтов в Стране Советов было выпущено 27 экземпляров, но на мой взгляд это число сильно завышено, и видимо поэтому в советских авто-справочниках данная модель не упоминается. А о факте выпуска этих автомобилей общественность узнала из публикаций инженера Ю.А. Хальфана (1960) и известного автоисторика Л.М. Шугурова (1969).
    Сведения они получали от ветеранов автопрома, которые за давностью лет вполне могли что-то позабыть или вспомнить о том, чего не было. Поэтому приводимые в публикациях отдельные технические подробности, которые невозможно увидеть на дошедших до нас фотографиях, могут быть не верными. Соответственно и сведения о точном числе выпущенных автомобилей и их дальнейшем использовании до сих пор остаются историческим пробелом.

    К счастью фотографий сохранилось много, и они позволяют в деталях рассмотреть как выглядел внешне этот ранний результат зарождающегося в муках советского автостроения.



    Лев Тюрин

    Новогорск, 2023 г.












     
    #1 Lewww, 17 авг 2023
    Последнее редактирование: 20 авг 2023
    SolVN, drovolet и Duwa2 нравится это.
  2. JannLee

    JannLee Завсегдатай

    В клубе с:
    31 авг 2013
    Сообщения:
    342
    Пол:
    Мужской
    Регион:
    Германия
    А почему загадки? Тут вроде ничего загадочного. Были машины и были электромобили. БЫли машины рекодсмены. Какие тут загадки
     
  3. Lewww

    Lewww Абориген

    В клубе с:
    2 мар 2012
    Сообщения:
    3,341
    Пол:
    Мужской
    Регион:
    Московская обл.
    Загадка сколько всего автомобилей было выпущено, в какие года, и почему этот факт не упоминался в истории автопрома СССР вплоть до 60-х гг.
     
  4. LanderAJ

    LanderAJ Старики-разбойники

    В клубе с:
    29 апр 2016
    Сообщения:
    20,429
    Пол:
    Мужской
    Регион:
    Москва
    В силу незначительности.
    Молодую страну лихорадило, сотни изменений каждый день.
    Историю пишут энтузиасты по своим впечатлениям.

    Можно, конечно, поискать в этом теорию заговора. :D
     
    XFF нравится это.

Яндекс.Метрика