1. Присоединяйся! Электронный журнал "BMW Club Magazine" в Telegram
    Скрыть объявление
  2. BMWClub Страхование
    Лучшие условия при покупке полиса для участников клуба!
    Скрыть объявление

Вопросы/Ответы - управляемость, пилотаж, шасси, подвеска, настройка и т.д.

Тема в разделе "Форсаж", создана пользователем Федор_М, 11 янв 2010.

  1. Федор_М

    Федор_М Завсегдатай

    В клубе с:
    5 янв 2010
    Сообщения:
    1,871
    Пол:
    Мужской
    Регион:
    Москва
    +1 :)

    Удачи
    Федор
     
  2. Федор_М

    Федор_М Завсегдатай

    В клубе с:
    5 янв 2010
    Сообщения:
    1,871
    Пол:
    Мужской
    Регион:
    Москва
    Изменения схождения при "чистом сжатии" и крене называется bump и roll steer, соответственно.
    Изменение схождения НЕ зависит от типа подвески (макферсон или double wishbone), но зависит от геометрии. Если рулевая тяга и рычаг(и) описывают НЕ одинаковую арку во время рабочего хода подвески, расхождение будет меняться в ту или иную сторону.

    Удачи
    Федор
     
  3. vadII

    vadII Участник тусовки

    В клубе с:
    10 июл 2008
    Сообщения:
    130
    Пол:
    Мужской
    Регион:
    Ростовская обл.
    Ну а почему же вы рекомендуете человеку на С2 сделать расхождение на передней оси, если, возможно при крене в повороте у него внешнее колесо возможно будет еще сильнее РАСходиться?
     
  4. Федор_М

    Федор_М Завсегдатай

    В клубе с:
    5 янв 2010
    Сообщения:
    1,871
    Пол:
    Мужской
    Регион:
    Москва
    Это наезд? :D (не парьтесь, шучу)

    :) Вы точно знаете, что на С2 будет расходиться? Сколько градусов на каждые 10мм хода? Тогда можно сделать вывод что внутреннее колесо будет "паразитно подруливать" в схождение.

    В любом случае, в данном случае - нас мало интересует внешнее колесо т.к. можем считать, что угол его поворота контролирует пилот, с помощью руля. Небольшое расхождение в статике, поможет углу поворота внутреннего колеса. Может он и не будет больше угла поворота внешнего (зависит от конкретной геометрии), но хотя бы не так сильно меньше. Вообще для этих целей, лучше иметь достаточный акерман (100% ackermann - is a good starting point for road coarse with majority of slow to medium speed corners). A bump/roll steer должно стремиться к нулю. Определенный roll steer на жопе, для уменьшения mid corner understeer можно использовать, но нужно точно знать что делаешь - это не для начинающих.
    То что многие серийные авто имеют ощутимый бамп стир - позор нах. :mad::D

    Вообще для тех кто в танке - повторяю 102-ой раз. Starting point - это точка отсчета. НЕ БЫВАЕТ ГОТОВЫХ РЕШЕНИЙ, потом что нет одинаковых комбинаций машина/пилот/трасса/условия на трасе (и ещё мешок факторов). Поэтому, начав с какого то baseline надо пробовать, что работает, а что нет в вашем конкретном случае. Напоминаю, что для того чтобы настройки оказывали существенное влияние на время, надо пилотировать достаточно близко к пределу и достаточно стабильно иначе все настройки - суета и пустое :)
    Так што шлифуйте мастерство (если надо - помогу)

    Удачи
    Федор

    ЗЫ: http://en.wikipedia.org/wiki/Ackermann_steering_geometry - на картинке сверху - геометрия рулевого со 100% акерманом (извините за выражение :D)
     
  5. Федор_М

    Федор_М Завсегдатай

    В клубе с:
    5 янв 2010
    Сообщения:
    1,871
    Пол:
    Мужской
    Регион:
    Москва
    Добрый:hi:
    Зависит от ваших целей и задач, но подобрать можно под любые запросы. В этой ценовой категории у меня есть готовые решения (в основном на бмв/эво т.к. их много). Я делаю много custom подвесок, но они базируются на высококлассных компонентах Penske/Ohlins и соответственно бюджет по злее :cry:
     
  6. Alex_M

    Alex_M Старики-разбойники
     

    В клубе с:
    21 май 2002
    Сообщения:
    14,855
    Пол:
    Мужской
    Регион:
    Москва
    Водит:
    Так, либо у мени неделя выдалась тяжелая, либо я уже ничего не понимаю.
    В повороте внешнее колесо (нагруженное) как раз идет вверх, относительно шасси, точно так же как и на торможении, а при движении колеса вверх, а точнее подвески с кузовом вниз, так более корректно на мой взгляд, развал только увеличивается.

    Или мы говорим о разных вещах?
     
  7. Федор_М

    Федор_М Завсегдатай

    В клубе с:
    5 янв 2010
    Сообщения:
    1,871
    Пол:
    Мужской
    Регион:
    Москва
    Ага - о разных. Торможение это pure bump - чистое сжатие. Шасси идет прямо вниз/колеса вверх. В этом случае, отрицательный развал увеличивается.

    А крен (roll) это совсем другое - шасси наклоняется и колесо идет вверх/противоположное вниз. В этой ситуации, машина теряет отрицательный развал, на внешнем колесе.
    Алексей,
    Попробуй визуализировать шасси и колеса в этих двух ситуациях. В случае крена в повороте, шасси наклоняется и его верхняя часть, к которой крепится стойка mcpherson или верхний рычаг (если у вас приличный авто), двигается наружу от оси машины, тем самым "толкая" верхнюю часть диска/колеса наружу... Завтра попробую организовать иллюстрацию, а то есть поговорка - "один чертеж стоит тысячи слов".

    Зависимость (в большинстве случаев) довольно прямая - чем больше колесо набирает negative camber в bump (что плохо для торможения), тем меньше оно теряет в развале в повороте in roll (что хорошо для поворота).
    В голову приходит филосовский лозунг - настройка управляемости автомобиля похожа на человеческую жизнь - это искусство баланса и равновесия :D

    Удачи
    Федор
     
    batarejka нравится это.
  8. Федор_М

    Федор_М Завсегдатай

    В клубе с:
    5 янв 2010
    Сообщения:
    1,871
    Пол:
    Мужской
    Регион:
    Москва
    Кстати, те кто считают, что эта тема полезна для клуба, можно написать модераторам л.с. с предложением перенести её в важные, так будет удобнее и читателям и мне.

    Удачи
    Федор
     
  9. iОвик

    iОвик Banned

    В клубе с:
    10 дек 2006
    Сообщения:
    2,483
    Пол:
    Мужской
    Регион:
    Москва
    Водит:
    у меня про таз вопросик..по случаю приобрели 2114..и вот думаю...можно ли из машины сделать чтоб рулилась сносно? или машина безперспективная?
     
  10. Федор_М

    Федор_М Завсегдатай

    В клубе с:
    5 янв 2010
    Сообщения:
    1,871
    Пол:
    Мужской
    Регион:
    Москва
    Все может рулиться сносно и даже хорошо... Прибалтийские гоночные жигули очень даже бодро управлялись. В супертуринге (его последние 2-3 сезона) ТАЗ десятки по чистой скорости были, в принципе быстрее чем хонды.
    Проблема только в соотношении цены компонентов и того, на что они ставятся. К примеру, high end подвеска, которая сейчас делается на М6 стоит как два новых ТАЗа :nod:

    Удачи
    Федор
     
  11. Joss

    Joss Старожил

    В клубе с:
    17 авг 2008
    Сообщения:
    4,100
    Пол:
    Мужской
    Регион:
    Пермский край
    Водит:
    Федор,добрый вечер.

    Имею Е39 530i,езда,в основном по дорогам,не всегда хорошим,и,т.к. авто один,время от времени по кольцу и в ралли-спринтах.
    Сейчас стоит Bilstein B6,получше стандарта,но не то. Думаю ставить В16PSS9,но:
    1.Занижение,как минимум,30мм,что ограничивает возможности на плохой дороге и снижает энергоемкость подвески.
    2.Невозможность ремонта в России,насколько мне известно.

    Ваш комплект,в общем,интересен,но Koni Sport оставили у меня неприятные впечатления,и доверия к этой марке у меня нет.
    Однако, привлекает то,что на этой подвеске можно остаться на стандартной высоте,и опять же,возможность ремонта и обслуживания.

    Новая ультра-подвеска не интересна,- хочу уложиться в 2 кЕвро.
    Какие есть варианты?

    И еще.Прошлым летом ставил стабы Айбах 27 и 18 мм соответственно (на М-пакете - 25 и 15мм). Стало интереснее,но что-то не то.
    Вопрос: установка более низкой и жесткой подвески предполагает,как правило, более жесткие стабы?
     
    Stop hovering to collapse... Click to collapse... Hover to expand... Нажмите, чтобы раскрыть...
  12. Федор_М

    Федор_М Завсегдатай

    В клубе с:
    5 янв 2010
    Сообщения:
    1,871
    Пол:
    Мужской
    Регион:
    Москва
    Энергоемкость подвески не от высоты зависит, а от значения пружины/амортика.
    По вариантам - посмотрю когда вернусь в мск.

    А что конкретно (поподробнее) не так с Айбахом? Что конкретно машина делает в повороте, по фазам.

    Удачи
    Федор
     
  13. ivan711

    ivan711 Завсегдатай

    В клубе с:
    8 авг 2003
    Сообщения:
    941
    Пол:
    Мужской
    Регион:
    Москва
    В чем именно заключались неприятные впечатления ?
     
  14. vadII

    vadII Участник тусовки

    В клубе с:
    10 июл 2008
    Сообщения:
    130
    Пол:
    Мужской
    Регион:
    Ростовская обл.
    Вопрос из разряда "кроилово".
    Дано: турбо-хот-хэтч с передним приводом, участие на картинговой трассе на юге россии, 1.2км протяженность, заезд в 1круг разогрева + 3круга в зачет. Скоростных поворотов можно сказать что нет, все на 2ой передаче, 3я на прямиках. Время круга в среднем 1минута.
    Вопросы:
    1. Можно ли ограничиться установкой спорт-резины (полуслик, может даже слик) только на передней оси, на задней будет гражданская резина. Сильно ли такой сетап проиграет полному комплекту.
    2. К какому составу резины склоняться (если на примере A048, то что выбрать M или MH)

    Спасибо

    п.с. по опорам все еще жду ответа ;)
     
  15. Joss

    Joss Старожил

    В клубе с:
    17 авг 2008
    Сообщения:
    4,100
    Пол:
    Мужской
    Регион:
    Пермский край
    Водит:
    Ну,от хода сжатия энергоемкость тоже зависит.

    По Айбаху попробую освежить летние воспоминания.
    Первоначальный отклик на поворот руля очень быстрый по сравнению даже со стабами из М-пакета,это хорошо заметно на обычной дороге,- просто здорово! Переставка на ровной дороге - супер!
    На неровностях,конечно,неприятная болтанка,и неровный поворот,похоже, проходится на меньшей скорости. В общем,где-то выиграл,а где-то,в комфорте особенно,- проиграл.

    На кольце как-то все сложнее.Было ощущение,что на входе недостаточная поворачиваемость увеличилась,но в то же время,на торможении мимо апекса не уносит,после апекса,если поворот скоростной,то в занос стремится,менее скоростной- ближе к сносу.
    Крен небольшой совсем,по сравнению со стандартным авто,но не чувствуется лучшего сцепления при движении по дуге,возникает ощущение,что жесткость стабов избыточна для штатной длинноходной подвески.
    Теперь уже детально, по фазам, повороты не вспомню,осталось общее впечатление.
     
    Stop hovering to collapse... Click to collapse... Hover to expand... Нажмите, чтобы раскрыть...
  16. Joss

    Joss Старожил

    В клубе с:
    17 авг 2008
    Сообщения:
    4,100
    Пол:
    Мужской
    Регион:
    Пермский край
    Водит:
    Вот здесь я описывал свой опыт езды на Koni Sport. пост № 9.http://forum.bmwland.ru/index.php?showtopic=49476&hl=

    Еще добавлю,если будет выбор между Кони Спорт и Плаза Спорт, - выберу вторые.
     
    Stop hovering to collapse... Click to collapse... Hover to expand... Нажмите, чтобы раскрыть...
  17. Федор_М

    Федор_М Завсегдатай

    В клубе с:
    5 янв 2010
    Сообщения:
    1,871
    Пол:
    Мужской
    Регион:
    Москва
    Тока вернулся из командировки - отвечу чуть позже :hi:

    Удачи
    Федор
     
  18. Федор_М

    Федор_М Завсегдатай

    В клубе с:
    5 янв 2010
    Сообщения:
    1,871
    Пол:
    Мужской
    Регион:
    Москва
    2. Если на спринты (где нет времени/места прогреть резину до рабочей температуры), то М, а возможно и S (но износ, соответственный)

    1. Боюсь, что при таком комплекте (048 только на морде), разница ж$па/морда будет слишком велика. Фиг его знает... Если машина имела очень сильный US ("провозит" морду), то может будет даже лучше... А может быть (и скорее всего так и будет) слишком не стабильна.
    Более эффективно иметь сопоставимую резину на обеих осях и регулировать управляемость подвеской. Но это НЕ бюджетно...:(

    Удачи
    Федор

    ПС: Блин, я сам в шоке... Но думаю "добью" их
     
  19. Федор_М

    Федор_М Завсегдатай

    В клубе с:
    5 янв 2010
    Сообщения:
    1,871
    Пол:
    Мужской
    Регион:
    Москва
    Привет :hi:
    Выход с Айбахами наверное такой... Ставить на улице в мягкое положение? А для "погонять" в жесткое?

    Я думаю (но это предположение/спекуляция) что хотя жесткость передней оси и увеличилась и это дает ощущение, что баланс сместился в сторону US, но уменьшение крена на входе, уменьшает потерю развала на внешнем колесе, что улучшает держак на морде.
    Что такое стабилизатор? Это торсион/пружина которая связывает левое/правое колесо и сопротивляется/работает, если колеса движутся в разных направлениях, относительно шасси (крен) или в одном направлении, но на разное расстояние. В принципе, чем жестче стабы, тем менее независимой становится подвеска.
    Вообще идеальное соотношение сопротивления крену между пружинами и стабами, надо искать на тестах для конкретного авто/пилота/трассы. С задним стабом вообще аккуратно надо, так как он дополнительно "разгружает" заднее внутреннее к повороту колесо.

    При движении по дуге, если поворачиваемость за счет стабов сместилась в сторону недостаточной, то увеличение держака может и не быть, так как общий уровень сцепления, всегда ограничен осью с наименьшим уровнем сцепления.
    Не забывайте (говорим про одну переднюю ось) - это палка о двух концах - меньше крен -> меньше потеря развала -> лучше держак. Но, в тоже время - жестче стаб -> больше перераспределение веса на этой оси - > меньше держак на этой оси. Что получится в итоге - надо рассчитывать/тестировать на конкретной машине, с учетом всех остальных факторов.

    Удачи
    Федор
     
  20. Федор_М

    Федор_М Завсегдатай

    В клубе с:
    5 янв 2010
    Сообщения:
    1,871
    Пол:
    Мужской
    Регион:
    Москва
    Неа :)

    Что происходит на дороге? Очень грубо говоря, колесо наезжает на кочку. Кочка воздействует на колесо силой (состоящей из двух векторов - продольный (против хода движения) и вертикальный). Сила (энергия) зависит от ускорения и массы колеса (F = ma). Где здесь ход? :) Пружина сжимается на определенное расстояние (если пружина 100кг, то сжимается на 1мм на каждые 100кг, которыми воздействует на неё кочка/дорога) и переводит (поглощает) эту кинетическую энергию и "хранит" её уже как "потенциальную". Потом она разжимается переводя её обратно в кинетическую. И теперь уже (через колесо) воздействует на дорогу - и если бы не амортик, то продолжалось бы это долго.
    Получается что если кочка воздействует на колесо (тот вектор, который направлен по нормали к дороге) с силой в 300кг. То пружине (100кг) нужно сжаться на 3мм, чтобы "поглотить" эту энергию. Пружине 300кг - понадобится 1мм.
    Т.е. короткоходная подвеска может поглощать ровно столько же энергии сколько длинноходная, но она должна быть жестче на соответствующее значение.

    Объяснил коряво, но я сегодня с самолета и меня плющит неподеццки :help:

    Удачи
    Федор
     
  21. krisa9977

    krisa9977 Старожил

    В клубе с:
    20 апр 2009
    Сообщения:
    5,444
    Пол:
    Мужской
    Регион:
    Москва
    Водит:
    Энергоемкость подвески не зависит от ее хода ??? :help::help:

    Энергоёмкость подвески - это усилие, которое способна поглотить подвеска своими упругими элементами. При малом ходе подвески необходимо использовать более упругие элементы (пружины, амортизаторы). Это ведет к большему перераспределения энергии на кузов, следовательно сама подвеска способна поглотить меньше энергии.
     
  22. THE DIESEL

    THE DIESEL Завсегдатай

    В клубе с:
    27 сен 2007
    Сообщения:
    359
    Пол:
    Мужской
    Регион:
    Украина
    Мне кажется в предыдущем посту Федор именно это и написал...
     
    Stop hovering to collapse... Click to collapse... Hover to expand... Нажмите, чтобы раскрыть...
  23. krisa9977

    krisa9977 Старожил

    В клубе с:
    20 апр 2009
    Сообщения:
    5,444
    Пол:
    Мужской
    Регион:
    Москва
    Водит:
    Вот что написал Федор:

    По этой логике энергоемкость подвески гоночного Porsche 911 выше чем у раллийного джипа, так как у Порше более жесткие пружины.
     
  24. Федор_М

    Федор_М Завсегдатай

    В клубе с:
    5 янв 2010
    Сообщения:
    1,871
    Пол:
    Мужской
    Регион:
    Москва
    Да, я с термином "емкость" лоханул немного :nod:

    Удачи
    Федор
     
  25. Joss

    Joss Старожил

    В клубе с:
    17 авг 2008
    Сообщения:
    4,100
    Пол:
    Мужской
    Регион:
    Пермский край
    Водит:
    Похоже на это.

    На переднем стабе по 2 отверстия на сторону,изменение жесткости невелико,аналогично изменению диаметра на 0.5мм примерно. Хочу попробовать заменить полиуретановые втулки на резиновые,жесткость за счет большей податливости резины снизится.
    Задний нерегулируемый.:(

    И все же,при прочих равных,более жесткая и короткоходная подвеска требует более жестких стабилизаторов?
    :nod:
     
    Stop hovering to collapse... Click to collapse... Hover to expand... Нажмите, чтобы раскрыть...
  26. Федор_М

    Федор_М Завсегдатай

    В клубе с:
    5 янв 2010
    Сообщения:
    1,871
    Пол:
    Мужской
    Регион:
    Москва
    В принципе да.
    Один из многих способов:
    Надо определить для себя какой угол крена будет считаться приемлемым на 1g бокового ускорения. Определить нужную жесткость пружин (чтобы могли поддерживать заданный клиренс) и недостающую жесткость к крену добрать стабилизаторами. Для кузовных машин с НЕразвитой аэродинамикой днища это вполне адекватный и простой вариант расчета жесткости стабов.

    Удачи
    Федор
     
  27. Федор_М

    Федор_М Завсегдатай

    В клубе с:
    5 янв 2010
    Сообщения:
    1,871
    Пол:
    Мужской
    Регион:
    Москва
    Привет :hi:
    Извини за задержку с ответом. Ты все делаешь правильно. Это стандартный прием для восстрановления держака при андерстире. Если машина скользит мордой (провозит морду, плужит, андерстирит :)), то бесполезно пытаться повернуть руль на ещё больший угол. Шина уже превысила оптимальный угол увода и его увеличение приведет только к еще меньшему "зацепу" передней оси. Нужно УМЕНЬШИТЬ угол поворота руля до тех пор, пока сцепление не восстановится (вы можете почувствовать, что усилие на руле выросло) и тогда снова повернуть, но стараясь не превышать больше угол.
    Но если постоянно поворачивать руль чуть больше/чуть меньше, то будешь постоянно проходить через оптимальную зону (и постоянно выходить из неё). Дергать рулем НЕ надо. Вообще в машине быстро надо только ехать :) Все остальное, надо делать ПЛАВНО и ЗАРАНЕЕ. Насколько заранее - зависит от скорости реакций машины. От жесткости подвески, соединений в подвеске, cornering stiffness шин, массы машины, моменте инерции относительно вертикальной оси. Пауза между вводом/откликом в карте - трудноуловима (ну кроме Вас мастера :nod:). Пределом человеческих возможностей считалось (пока кто то не докажет обратное) ~ 5герц. Современная формула1 уже давно на границе этой величины. Я думаю все видели как она "из ряда вряд перестраивается" :D - довольно шустро.
    Возвращаясть к управлению.
    Если вы недотормозили перед поворотом и входите на скорости большей чем может поддержать резина (передняя ось в данном случае), то в любом случае, приоритет это снижение скорости до той, на которой возможно удержаться в пределах дороги. Если скорость слишком высока и дороги в запасе все меньше, надо будет принимать решение - пытаться все таки поворачивать или ехать прямо :D:help::eek:. Если решите всетаки поворачивать, то повернув руль ПЛАВНО отпускайте педаль тормоза (не бросайте её), тогда, возможно машина повернет. Если за дорогой поле и вы врубаетесь что не поместитесь, то руль прямо (по направлению вылета) - вылетать боком в поле - не годиться. Можно найти какую нибудь кочечку. И уши :mad: Это касается тех кто ездит в Мячково (первые разы). Но если там стена...то лучше поворачивать до последнего. Хотя бы по касательной :) а не под прямым углом.
    В принципе надо стремиться к тому чтобы поворачивать колесо на оптимальный угол и тогда не надо дергать рулем - шина будет деформирована на оптимальный угол увода, ось будет развивать максимально возможное ускорение. Определить угол можно по усилию на руле. С приближением к оптимальному углу усилие на руле растет а потом начинает падать и руль становится легким. (В предыдущих постах, должен быть график aligning force vs slip angle) Максимальный грип, как правило тогда когда усилие тока тока начинает слабеть. Там и надо удерживать руль :)

    Drive to Win - хорошее начало, в принципе все книги Carroll Smith - супер.
    Михаил Горбачев хорошо изложил основы. Тренировка с тренером - лучше. С ростом мастерства/уровня с телеметрией (сбором данных) и гоночным инженером. Но почитать/понимать от чего и как все происходит - только на пользу и скорости может только добавить :)

    Удачи
    Федор
     
  28. H4nz0

    H4nz0 Завсегдатай

    В клубе с:
    15 июл 2008
    Сообщения:
    320
    Пол:
    Мужской
    Регион:
    Москва
    Водит:
    Фёдор, у меня следующий вопрос: имеется переднеприводный хот хетч, насколько критично ездить с расхождением на задней оси в 2,5мм по городу? Задняя подвеска - скручиваемая балка.
     
  29. ManInBlack

    ManInBlack Участник тусовки

    В клубе с:
    12 апр 2010
    Сообщения:
    31
    Пол:
    Мужской
    Регион:
    Москва
    Федор_М
    Не подскажете где можно скачать drive to win?
     
  30. Федор_М

    Федор_М Завсегдатай

    В клубе с:
    5 янв 2010
    Сообщения:
    1,871
    Пол:
    Мужской
    Регион:
    Москва
    Блин, не знаю...Я лет 10 назад на амазоне заказывал. Потом дал почитать кому-то. Больше не видел :shock: Ни того ни другого :D

    Удачи
    Федор
     

Яндекс.Метрика